Сибирские купцы, или «третье сословие» (после дворянства и духовенства), будучи в основном коренными сибиряками из крестьянства и мещанства, в жизни сочетали народные традиции с качествами предпринимателя. В Сибири дворян было мало, и именно купцы занимались управлением городов, вкладывались в развитие народного образования, и во многом определяли хозяйственную и культурную жизнь города.
Купечество вело активную благотворительную деятельность — финансировало деятельность актеров и певцов, из их среды избирались попечители учебных заведений, библиотек, приютов и больниц.
Курирование образования и просвещения было, прежде всего, стратегией коммерческих интересов своего бизнеса, ориентированного на перспективу, а значит, нуждавшегося в образованных кадрах для управления и развития своих предприятий, или, как говорят сегодня, в повышении качества человеческого капитала.